Разработка урока биологии по ФГОС

Класс двудольные. Семейство розоцветные.

Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с растениями класса двудольных.

Актуализация и обобщение знаний.
На прошлом уроке мы изучали тему … (крестоцветные)
1. Тест. (Ответы: 1 а). 2   3 в). 4 а). 5 г).
2. Взаимопроверка.

Изучение нового материала.
1. Формулирование темы урока.

А сейчас мы продолжим наше путешествие по царству растений. Это  рстение дало название следующему семейству. Родовое название образовано от греческого слова rhodon – красный – из-за окраски плодов и цветков этого растения. Оно воспето поэтами всех времен и народов. У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви. Художники также не остались равнодушными к этому цветку. Итальянский художник Сандро Боттичелли (15 век) Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. (слайд №1) Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос).
О каком растении идет речь? Это - … А семейство называется …
Правильно, наше следующее семейство называется розоцветные.
(Слайд №2). Давайте запишем тему нашего урока.
Итак, вы узнали тему нашего урока, теперь опираясь на эту тему подумайте-ка, какую цель мы поставим перед собой и в течении урока мы должны будем ее достичь.
(Слайд№3) Цели:
- рассмотреть и выделить отличительные признаки  растений семейства Розоцветные;
- познакомиться с культурными, лекарственными растениями этого семейства;
- научиться  определять типичных представителей.
Формулировка задач.
Учитель: Как вы думаете, что мы  должны знать и уметь по данной теме? С чем хотите познакомиться? Чему бы вы хотели научиться? Что бы вы хотели узнать?
(Слайд №4). Знать:
- признаки растений семейства Розоцветные;
- культурные растения, значение в жизни и хозяйственной деятельности человека;
Уметь:
- описывать, выделять основные признаки внешнего строения растений;
- записывать и читать формулы цветков.
(Слайд №5).
Учитель: Итак посмотрите на слайд здесь даны некоторые сведения о сегодняшней нашей теме.(предложить ученикам прочитать).
(Слайд №6). Узнаем какие же типы плодов включает семейство Розоцветные.
(Слайд№7,8). Жизненные формы.
Семейству Розоцветные присуще большое разнообразие жизненных форм: это деревья, кустарники, травы.
Их листья, стебли, соцветия, плоды  имеют самую разнообразную форму.
Но у всех у них общий план строения цветка. (Слайд № 9)
Давайте-ка вспомним, какое строение цветка имеет семейство Крестоцветные.(околоцветник, чашелистики, лепестки, тычинки, пестик). Назовите формулу.
пишут на доске.
Посмотрите на слайд и подумайте, какую формулу имеет данное семейство?
(продумывают в группе и выходит один из учеников к доске и пишет формулу).
(1).Сколько чашелистиков в венчике цветка? 2). Сколько лепестков в венчике цветка? 3). Какие части цветка вы еще видите? 4). Составим формулу цветка.)
(слайд № 10). Формула цветка Розоцветных.
Давайте вспомним, на какие группы делятся растения по способу опыления? (ветроопыляемые, перекрестноопыляемые, насекомоопыляемые).
Учитель: Какие признаки насекомоопыляемых растений вы выявили?
Учащиеся: Для насекомоопыляемых растений характерно наличие приятного запаха и крупных ярких цветков с нектаром. Кроме того, большое количество тычинок в цветке розоцветных, их круговое расположение вокруг пестика и неодинаковая высота являются дополнительным средством, повышающим вероятность разного размера, которые не могут миновать контакта с тычинками на пути к пестику за нектаром.
А к какой способ опыления у Розоцветных? (насекомоопыляемый). (Слайд №11)
А сейчас вы дадите морфолого-биологическую характеристику растениям, лежащими на ваших столах. План характеристики (слайд№ 12).


План характеристики:
         Рассмотреть побег с листьями, выяснить форму листьев, расположение их на стебле, особенность строения стебля.
         Изучить форму и строение цветка, сравнить с рисунком в учебнике.
         Рассмотреть плод. Определить, к какому типу он относится. Определить формулу цветка.

Рабочая карта морфолого-биологической характеристики растений.
1.                   Общая формула цветка растений семейство розоцветных_______________
                   Подчеркнуть нужное.
2.                   Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)
3.                   Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)
4.                   Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)
5.                   Листья (сложные или простые, с черешком или без черешка; характер жилкования: дуговое, параллельное, перистое)
6.                   Тип соцветия (кисть, зонтик, щиток).
7.                   Тип плода (костянка, яблоко, семянка).
Работы прочитать всем ученикам.
Учитель: У растений семейства разноцветных наблюдается, наверное, самое большое разнообразие плодов среди всех семейств. У растений этого семейства могут быть простые и сложные плоды, сухие или сочные, односемянные и многосемянные, цельные и распадающиеся. Чаще всего это многогнездные коробочки, орешки, многоорешки или костянки. У многих растений семейства встречается плод яблоко.
Из цветков с несколькими пестиками образуются сборные плоды, состоящие как бы из отдельных плодиков.
Для каких растений семейства разноцветных характерен подобный плод?
Учащиеся: Для малины, ежевики. (слайд № 13,  14)
Учитель. В данном семействе сложные листовые пластинки встречаются чаще, чем простые. Листорасположение обычно очередное, реже супротивное. Несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, соцветий и многообразии жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство.
Хозяйственное значение.
(слайд № 15, 16, 17, 18, 19).
-Ценные плодовые растения. Живые изгороди. Приготовление лекарств.
Какие растения относят к лекарственным? (шиповник, малину, землянику, боярышник, черемуху и т. д.). Какие их лечебные свойства вы знаете. Или какие растения от чего принименяют?
Слайд № 20, 21, 22.
Закрепление изученного.
1.Игра «ВЕРИШЬ-НЕ ВЕРИШЬ?» (в виде вытягивания билетов) Каждый вопрос начинается со слов: «А веришь ли ты?» и обучающийся соответственно отвечает верит он или нет. Вопросы:

1.А веришь ли ты, что у Розоцветных плод костянка?(ДА)

2…………………, что цветки могут быть одиночные и собраны в соцветия? (ДА)

3………………….,что цветки Розоцветных опыляются ветром? (НЕТ)

4…………………..,что в костянке много косточек? (ДА)

5………………..,что плод у малины яблоко? (НЕТ)

6.…………………...,что ранетка относится к семейству Крестоцветные? (НЕТ)

 А) Работа по вариантам. Используя рисунки учебника 170, 171, 172, таблицу на доске, модель строения цветка яблони, напишите формулу цветка и тип плода:
1 вариант – яблони;(Земфира) (Ч5Л5Т_П1)
2 вариант – шиповника;(Рушан) (*Ч5Л5ТП)
3 вариант – малины.(Руслан) (Ч5Л5Т_П_)
Б) Выпишите номера растений, относящихся к семейству   Розоцветные.
1. Ромашка аптечная 2. Малина обыкновенная. 3. Редька дикая.   4. Капуста белокочанная. 5. Горох посевной. 6. Яблоня дикая. 7. Слива домашняя.  8. Пастушья сумка. 9. Груша обыкновенная.                10. Земляника лесная.
        
    В) Загадки
                 Долгоножка хвалится:
                  Я ли не красавица?
                 А всего то - косточка
               Да красненькая кофточка.
                              (вишня)
     Хоть жжет его солнце                     На сучке висят шары
      Одет он в суконце.                           Покраснели от жары.
        А сукно золотистое                                                  (сливы)
        Тонкое и чистое.                                            
                  (персик)                         
 Не жил в ягоде  жучок,      
  И не кушал червячок,
 А сорвал её с куста -
  Глядь – середка вся пуста.
           (плод малины)
Итоги урока
 Итак, ребята, сегодня вы все молодцы, хорошо поработали.
Рефлексия.
Давайте ка подсчитайте какого цвета у вас оказалось больше всего. Такая и будет оценка.
Оценки за работу на уроке...

Что нового вы сегодня узнали?
Чему научились?
Мы достигли цели, которую мы ставили в начале урока?

  Домашнее задание: параграф 48, составит кроссворд из 15 слов по данной теме.

Всем спасибо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий